Как проходит банкротство пенсионеров: важные аспекты
Законодательство Российской Федерации, обеспечивает защиту прав всех категорий ее граждан. Наиболее социально незащищенными, в силу ряда объективных причин, являются пенсионеры, причем как работающие, так и нет, а также лица предпенсионного возраста. Источником дохода, по крайней мере основным и для многих из них, является страховая выплата по старости т.е. пенсия. Социальная политика в России реализуется через установление и выплату пенсионных доходов всем гражданам, соответствующим установленным нормами критериям.
Ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено три критерия для получения статуса пенсионера:
а) возрастной;
б) практический;
в) критерий эффективности.
Указанные критерии должны одновременно достигаться претендующим лицом.
Суть возрастного критерия заключается в достижении лицом определенного возраста.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством мужчины выходят на пенсию на 5 лет позже, чем женщины. Возраст выхода не пенсию мужчин – 60 лет, для женщин соответственно – 65 лет.
Критерий эффективности заключается в том, что пенсионным органом на основании действующей методологии делается «ревизия пенсионных прав» застрахованного лица. Методика включает совокупный объем страховых взносов, т.е. зарплату лица в течение срока исполнения им трудовых обязанностей.
Пенсионные выплаты, таким образом, имеют под собой двойную природу: поддержка государством незащищенных социально граждан с одной стороны и перераспределение дохода лица полученного им в течение его трудовой деятельности.
Хотя глава Х Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не содержит специальных норм в отношении банкротства пенсионеров. Однако ряд отличительных черт все-таки можно выделить.
В соответствии с ст. 213.25 закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента признания должника банкротом все права на его имущество, подлежащее реализации, осуществляет финансовый управляющий. В случае банкротства лиц пенсионного возраста и иных должников — физических лиц финансовый управляющий исполняет обязанность по открытию и закрытию специализированных банковских счетов на имя должника, а также распоряжения средствами должника на счетах и вкладах, в том числе открытых до признания должника банкротом.
В связи с данным нормативным положением на практике порой возникают споры между финансовым управляющим и территориальными отделениями Социального Фонда Российской Федерации (ранее Пенсионный Фонд РФ).
Суды в таких спорах, как правило, занимают сторону финансового управляющего и указывают, что в данном случае законодательство о несостоятельности (банкротстве), выступая в качестве специального нормотворчества, регулирующего имущественные отношения в сфере несостоятельности, имеет приоритет над пенсионным. Так, в одном из дел финансовый управляющий, реализуя свои полномочия, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перечислении денежных средств, выплачиваемых должнику в качестве страховой пенсии по старости, на основной счет должника, открытый в целях расчета с кредиторами, по соответствующим реквизитам. В ответ Пенсионный фонд письмом сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 — 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии. Финансовый управляющий обратился в суд, указав, что в рассматриваемом случае Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное значение перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства. Суд, разрешая указанное дело по существу, указал, что перечисление сумм пенсии и иных выплат Пенсионным фондом на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности <158>. Таким образом, судебной практикой был сформирован подход, в соответствии с которым финансовый управляющий, осуществляющий полномочия по распоряжению имуществом должника, имеет право требовать перечисления пенсии должника на общий счет погашения задолженности пенсионера. В то же время Верховный Суд указал, что «сами по себе предусмотренные пенсионным законодательством правила выплаты пенсий не противоречат положениям банкротного законодательства в части решения вопроса о расходовании соответствующих средств в рамках процедуры банкротства. В данной связи выводы судов об отнесении полученной должником пенсии, за исключением установленной величины прожиточного минимума (в соответствии со ст. 446 ГПК РФ), к конкурсной массе, а также о том, что именно финансовый управляющий определяет, какая сумма пенсии (после вычета размера прожиточного минимума на должника и находящихся на его иждивении лиц) должна поступить в конкурсную массу, правильны
Во-первых, поправками в закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации, предусматривающими особенности банкротства социально незащищенных категорий граждан, в том числе пенсионеров, был расширен диапазон долга, при котором стало возможным обратиться за процедурой внесудебного банкротства от 25 тыс. руб. до 1 млн. руб.
В-четвертых, для незащищенных граждан сократится срок принудительного взыскания по просроченным задолженностям (проектом предусмотрен срок 1 год), после которого они смогут воспользоваться бесплатной внесудебной процедурой банкротства. Особенность правового статуса лиц пенсионного возраста проявляется и в том, что, как правило, единственным (основным) источником дохода граждан пенсионного возраста является страховая пенсия по старости <155>. Законодательство о банкротстве не выделяет доходы в виде страховых пенсий по старости в качестве самостоятельного вида имущества, которое не может быть включено в состав реализуемого имущества.
———————————
<155> Гончарова М.В., Гончаров А.И. Особенности финансово-правового режима пенсионной системы Российской Федерации // Legal Concept. 2014. N 3. С. 63.
На практике складываются различные подходы к определению статуса пенсии: с одной стороны, суды встают на сторону финансовых управляющих и позволяют включать суммы пенсии, превышающие минимальный размер оплаты труда <156>, в состав реализуемого имущества, с другой стороны, могут наложить ограничения на возможность внесения суммы страховой пенсии в реализуемое имущество <157>.
———————————
<156> См. пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан».
<157> Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2020 N 306-ЭС20-1997 по делу N А57-11460/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
» <159>.
———————————
<158> Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 N 05АП-2814/2019 по делу N А51-26725/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
<159> Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28.03.2022 N 308-ЭС21-23129 // СПС «КонсультантПлюс».
Кроме того, специфика банкротных споров с гражданами пенсионного возраста проявляется в том, что, наряду с получением страховой пенсии по возрасту, пенсионеры могут получать иные социальные выплаты, в частности, предусмотренные ввиду инвалидности лица, которые не могут включаться в состав реализуемого имущества. Указанные доводы подтверждаются и судебной практикой <160>.
———————————
<160> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2021 N Ф05-4831/2018 по делу N А41-44136/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
В силу положений Федерального закона о страховых пенсиях выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений. Представляется, что указанными нормами законодателем должнику-гражданину предоставлен имущественный (исполнительский) иммунитет. Данные положения предназначены для того, чтобы гарантировать должнику-пенсионеру условия, необходимые для его естественного существования и деятельности. В данном смысле вышеупомянутые нормы выступают процессуальной гарантией государства по реализации им социально-экономических прав лиц пенсионного возраста, получающих пенсию.
Как отмечает В.В. Ярков: «Иммунитеты… подразделяются по степени юридической защиты имущества на абсолютные и относительные. При абсолютном иммунитете на определенное имущество невозможно обратить взыскание ни при каких условиях (например, богослужебное имущество), а при относительном — при наличии определенных предпосылок взыскание может стать возможным, например, на денежные средства граждан» <161>. Продолжая идею В.В. Яркова с учетом анализа действующей судебной практики, можно констатировать, что пенсия как особый вид дохода должника обладает относительным иммунитетом, поскольку не защищена в полном объеме от включения в состав реализуемого имущества.
———————————
<161> Ярков В.В. Имущественные иммунитеты от взыскания в предпринимательских отношениях // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 10. С. 10 — 11.
Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне отсутствуют специальные нормы, которые бы предусматривали особенности банкротства лиц пенсионного возраста. Несмотря на это, судебной практикой выработаны собственные подходы в разрешении споров, возникающих при банкротстве пенсионеров. В то же время отмечаются инициативы, направленные на предоставление больших гарантий гражданам, относящимся к категории незащищенных.